Структуры потребностей человека

Все элементы обусловлены, в ко­нечном счете, социальным способом их удовлетворения — вне связи с ним ни один из этих элементов не существует. Вопрос социальных механизмов человеческих потребностей — это одна из возможных постановок общей проблемы соотношения человека и правила. В данном случае речь идет о захваченности требований человека установками социума, к которому он принадлежит. Относительно оценки подобного положения вещей в философии конкурируют два противобор­ствующих воззрения: некоторым из людей, вследствие отсутствия у них необходимого уровня разумности, просто необходимо предписывать правила; в обратном случае они погрязнут в неразумии, доведут совместную жизнь до абсурда. Так древнегреческий философ Демокрит утверждал, что неразумный чело­век — это «животное, которое должно направляться к корму бичом». А классик греческой мысли Аристотель дополнял его: «некоторым из лю­дей быть рабами необходимо и справедливо». Как очевидно из цитат, на необходимости управления не вполне разумными людьми настаивали Де­мокрит, Аристотель; кроме того, сходное убеждение имели Платон и Т. Гоббс. все предписания к образу жизни создают помеху для раскрытия конкретного человека. Человек должен использовать их всего лишь как трамплин к собственной высоте — затмевать образом жизни, который сво­боден от всякого заимствования. Этот взгляд принадлежит традиции ро­мантизма европейской метафизики. Но сколь бы не был горяч спор данных воззрений, в действительно­сти мы видим, что характерные для общностей правила жизни — это не предписания, от которых можно уклониться, а реальность, в которой мы живем.

История Египта — сайт о Египте

Комментарии запрещены.