Субъект модерна

Как уже указывалось, постоянно находится на службе у самосознающего времени — он живет в эпоху, в которую время знает о сво­ей историчности. В этом смысле не имеет значения, как меняются внешние детали. Сколь бы впечатляющими не были изменения, достигнутые мо­дерном в технике, политике, науке и прочих отраслях, неизменным остает­ся то, что субъект модерна видит себя особым образом поставленным при истории. Само время является «горячительным» фактором, побуждающим субъекта соответствовать его призыву. Потому быстрая эволюция совре­менного общества является не следствием «падения традиции» как чтимой неизменности. Напротив, в модерне появляется иная неизменность — неиз­менность необходимости оправдывать и подтверждать звание «современ­ности» как совершенно уникального времени. Эта обязанность легла на плечи субъекта, особым образом определив его облик.

Бытие в современности для субъекта модерна является первейшей потребностью, из которой вытекают все прочие его потребности. Каким бы этот субъект ни был, он обязан быть современным — то есть он должен по­стоянно находиться при времени, демонстрируя собственную сознатель­ность в отношении этого факта. В этом смысле не имеет значения, каковы частные характеристики этого субъекта — в чем состоит его вера и есть ли она, высоки ли его моральные устои с точки зрения традиционной этики, верен ли он заветам истории и предков. Все прошлые обязанности, кото­рые призывали к себе традиционного индивида, лишаются смысла, но не сами по себе, а на фоне еще более настоятельной обязанности. Для ее от­правления имеет значение лишь качество способности субъекта находить­ся в рефлексивной готовности относительно историчного характера своего существования.

Комментарии запрещены.