Темпоральность модерна

Возможность для «я» поставить себя под вопрос оборачивается по­стоянным самонаблюдением за всеми атрибутами «я» — его способом мыс­лить, действовать, желать. При этом имеется в виду не то, что процедура просто вошла в привычку — субъект не просто постоянно на себя «смотрит со стороны», как это делают и делали во все века отдельные люди, чья профессиональность или личный склад характера побуждали их контроли­ровать собственные проявления. Субъект модерна обращается с освоенной им рефлексивной способностью иначе. Он наблюдает не за собой, но за действием исторических сил в себе. Субъект модерна следит за тем, каким образом современность, на страже которой он стоит, постоянно меняет его существо. Он подмечает влияние истории в себе как действие некоей бо­лезни. Сама история видится им как болезнь — не потому, что субъект по­лагает историю дурной, но потому, что она незримо работает в сообществе и в субъекте, определяя симптомы их существования. Модерн усваивает представление о могуществе исторических сил, но не с тем, чтобы подчи­ниться им как некоему року, о причинах которого не спрашивают. Напро­тив, исторические силы получают смысл только в процессе наблюдения за их действием и разъяснения оснований их работы. Потому спрашивание о себе и об основаниях собственного действия является важнейшей потребностью современного субъекта. Верно, что и индивид традиционного общества был склонен мыслить свое бытие неслу­чайным и имеющим внешний план для его основания. Он мог быть при­званным богами к подвигу или обязанным радеть о будущем загробном блаженстве. Но в модерне субъект наблюдает не за вечным планом, кото­рый учреждает и дает смысл, но за тем, что имеет срок развертывания в истории.

Комментарии запрещены.