Технологии потребностей: формирование элиты

Поскольку сфера потребностей теснейшим образом соприкасается с ценностной сферой, необходимо рассмотреть в связи с этим и вопросы формирования элиты. Это важно, потому, что именно элиты в любом обществе формируют и сферу ценностей, и парадигмы производства и удовлетворения потребностей. Основная задача элиты — быть создателем, выразителем и проводником ценностной и технологической сферы суще­ствования общества. Это касается как материального, так и духовного производства.

Элита — это социальная группа, выделяющаяся в качестве господ­ствующей из числа остальных по каким-либо качествам. Применительно к обществу предполагается, что это лучшие представители общества, вы­деленные по критериям оценки, формируемым самим этим обществом. Теория элит утверждает, что как только элита начинает формироваться по критериям, сформированным самой элитой, а не средой, по отношению к которой она выделяется, в течение максимум трех поколений она прихо­дит к полной деградации и не может ответить ни на один из вызовов предъявляемых средой; перестает быть, таким образом, не только элитой, но и частью среды.

Надо отметить, что отношение элиты и народа в России с середины XIX века, а по некоторым оценкам и с периода реформ Петра I, носит чер­ты затяжного этнического конфликта. В России элита традиционно не включается в «народ». Особенностью России было то, что здесь изначаль­но народом, как источником права, выступало крестьянство — «Mip», община, что решительно отличало ее от европейской традиции. На Западе, начиная с античности и в последующий период усвоения Европой антич­ных норм права и ценностей, народом было только правообладающее меньшинство собственников — демос, а позднее свободные ремесленники и дворяне, крестьяне в понятие народа не входили.

Комментарии запрещены.