Устрой­ство исторического самосознания

Основополагающим для субъекта модерна является новое, что под видом модерна как «современ­ности» перед ним открылась. Сформированное в этот период понятие ис­торичного заменяют пару «временное-вечное», характерную для досубъ — ектного отношения к бытию: субъект модерна предстает бодрствующим при со-временном
ему развертывании исторического. Последнее ставит его в положение, в котором само историческое самосознание становится насущным делом и открывается в качестве потребности особенного образ­ца, определяющей стиль присутствия субъекта в мире.

Термин постмодерн, которым принято обозначать современное со­стояние западноевропейской культуры, несмотря на более чем полувеко­вое осмысление, до сих пор не получил однозначного, принимаемого все­ми определения. В современном гуманитарном знании он является одним из наиболее многозначных и дискуссионных. Наиболее существенными вопросами, которые стремятся разрешить теоретики культуры, являются вопросы о сути феномена постмодерна, о времени и месте его появления^8, о его соотношении с модерном, о причинах, вызвавших его к жизни, о тех культурных пространствах, в которых он может быть обнаружен, о нацио­нальных моделях и вариациях этого явления. Исследователями отмечаются случаи употребления термина постмо­дернизм в первой половине двадцатого века, задолго до того, как было по­ложено начало многочисленным дискуссиям о его значении. Например, в 1917 году, в книге немецкого философа Р. Паннвица «Кризис европей­ской культуры», упоминается постмодерный человек, в 1934 году у испан­ского литературоведа Ф. Ониса постмодернизм рассматривается как про­межуточная стадия в развитии литературы между модернизмом и «ультра- модернизмом».

Комментарии запрещены.