Выносливость тела

Очевид­но, что, потребности в пище, сне и тепле, характерные для женщины этого общества, будут крайне отличаться от подобных за­просов, присущих современной европейке. Об отсутствии необходимого минимального уровня удовлетворения физиологических потребностей свидетельствует также традиционный для классического индуизма ритуал дикша. Данный посвященный жертвоприношению сомы ритуал предпола­гает, что жертвователь в течение долгих месяцев находится в специальной плотно закрытой хижине, пьет только молоко, практически не спит и по­стоянно совершает круговые движения вокруг очага. Все эти практики длятся до тех пор, пока он не достигнет последней степени нервного воз­буждения, а его тело не будет полностью истощено; только после всех этих действий, трактуемых как путь в сакральный мир богов, коллектив призна­ет его способность к принесению жертвы. Данный пример также делает очевидной невозможность констатации единых представлений о нижней границе необходимого питания, света, сна, движения и прочих запросов организма для различных культурных миров. Яркой иллюстрацией в этом контексте может выступить и вся культурная история юродства. Иллюзорность мифа о существовании постоянства так называемых «первичных потребностей», согласно которому индивид определяет себя через некоторую стабильность в естественно данных и, как следствие, при­сутствующих в его жизни постоянно потребностях в поддержании орга­низма сном, пищей, движением, телесной любовью, проживанием в доб­ротном жилище и пр., разоблачил один из самых блестящих социальных философов второй половины XX века Ж. Бодрийяр. Развивая идею об обу­словленности человеческих потребностей коллективными представления­ми о престиже, в основании которого уничтожение, трата привычных цен­ностей, — порождающая вокруг не утилитарно используемых вещей, не­прагматических действий ауру роскоши и господства и таким образом де­лающих их объектом человеческого

Комментарии запрещены.