Здравый смысл

Под мы, как правило, туманно понимаем общую вменяемость, нашу соответственность всему происходящему. Но в таком случае сама здравость не является од­ним и тем же для досубъектной и, напротив, уже субъектной формы бытия. Общий «здравый смысл» досубъектного индивида представлял собой со­гласие со временем и его чередом — все в свое время и всему его место. Время для традиционного индивида управляет вещами и доступом к ним — ребенок не родится сразу, а снега летом не бывает. В этом и заключается здравый смысл традиционного образца. Здравоосмысленность же субъекта Нового времени заключается в уверенности в одновременной доступности всего существующего — состояние для традиционного индивида совершен­но безумное. Обладать здравым смыслом — значит мочь сразу судить обо всем и иметь общее мнение как выражение мировоззрения. Мы естественным образом полагаем, что нечто, называемое научным мировоззрением, приходит в свое, предназначенное для него время — тогда, когда «человечество» доходит до определенного «уровня развития». Рас­суждая так, мы ставим свою мысль в парадоксальное положение, посколь­ку невольно мыслим науку образом, характерным для того традиционного мира, в котором науки не было. Этот мир как раз и видел происходящее в терминах приуготовления, рождения, вызревания — в этом мире все яв­лялось в свое время и на свое предназначенное для него место. Но подоб­ное видение делается негодным для научного способа обращения с быти­ем. Если для всякого сущего согласно им приходит и заканчивается «его время», то у научного сознания нет ничего подобного — ему годно всякое время, наука сама выделяет для себя время, изучая природу и имея право не считаться с ее циклами. В следующем параграфе мы увидим, каким об­разом время современности — модерн — представляет собой масштабный временной срыв, в результате которого соскочили все прежние способы реализации историчности, и осталось лишь бдящее присутствие субъекта при собственном времени.

Комментарии запрещены.