Значение социальных институ тов для организации потребностей

Любая институция — это, прежде всего, механизм распространения определенных поведенческих моделей, которые необходимы для сохране­ния установленного порядка общественных связей. Поэтому наличеству­ющие в социуме институции прогоняют наши потребности через фильтр общих для коллектива жизненных стандартов. У этого подчинения по­требностей требованиям всего коллектива есть и положительная, и отрица­тельная сторона. Положительно то, что вследствие институционального воздействия человек «разгружается» от лишних размышлений при отправ­лении своих жизненно значимых потребностей — например, чтобы достиг­нуть экономического успеха современный европеец, как правило, получает образования по какой-либо престижной специальности. Но одновременно эта выстроенная на конечности (ограниченности) человеческой психики стабильность и успешность влияния социальных институтов оборачивают­ся деградацией способности к самостоятельному суждению и решению. Механизм доведенного до автоматизма доверия к социальным институтам становится очевидным на примере характерного для большинства совре­менных россиян отношения к системе средней школы. В отношении по­требностей система среднего школьного образования современной России ставит следующие цели: привитие учащимся потребности в социальном статусе, соединение потребности в социальном престиже с потребностью в целенаправленном труде, развитие гибкости коммуникативной потреб­ности. Все это входит во вполне осознанную социальную программу, фор­мирующую трудоспособных и социально мобильных граждан.

Комментарии запрещены.